Как правильно оформить статью?

Источник: habrahabr.ru/blogs/blogosphere/128043/

Если вы ведете блог, то, возможно, вам знакомо чувство, когда взлелеянную, родившуюся в тяжелом труде статью никто не читает. И вы не можете понять причины. Кажется, и тема выбрана правильно. И стиль подобран адекватно. И слова использованы именно те, которые нужно! Статья написана интересно, и, бесспорно, должна быть полезной значительной части вашей ключевой аудитории…

Вы готовы воспринять это и адекватно отнестись, если сами чувствуете, где совершили ошибку, а где откровенно схалтурили. Знаете, что статья не дотягивает до уровня ваших привычных публикаций. Но если все сделано вроде бы правильно — можно попасть даже в глубокую депрессию из-за непонимания причин такого провала. Я промолчу о том, что мотивация к дальнейшему ведению блога испаряется пропорционально количеству таких «незамеченных» публикаций.

Отчаявшиеся провалом, вы делаете вывод, что вам следует продолжать работу над своими авторскими (писательскими) навыками. И возможно, через 2-3 года ваши статьи наконец начнут замечать…

В действительности же решение может быть гораздо проще и не иметь ничего общего с писательским мастерством. Основная причина «незаметности» вашей статьи вполне может состоять в недопонимании специфики восприятия контента в интернете.

Традиционные книги & Интернет-контент

Вы, конечно, слышали, что поведение читателя в интернете существенно отличается от поведения читателя в оффлайне. То как мы читаем бумажную книгу совсем не похоже на чтение обновлений любимых блогов в ридере.

Дело в том, что в книги как правило попадает проверенный и качественный контент. Да и книги попадают к нам не все подряд — а лишь отобранные. Те, за которые мы готовы были заплатить деньги, а значит уверены в ценности информации, которую они несут.

С интернет-контентом — иначе. Web 2.0 сделал интернет доступным для каждого, что не могло не сказаться на качестве контента, который здесь публикуется. Читая очередную статью в одном из миллионов блогов, вы никак не можете быть уверены, что именно эта статья окажется интересной и полезной для Вас!

Немного исправляет ситуацию предварительный отбор качественных блогов и подписка на лучшие с помощью RSS-ридера. Но такое решение рождает новые проблемы. Если раньше вы читали только то, что нашли в Google, то теперь ридер постоянно напоминает: у вас есть 100, 200, 300… 1000 + непрочитанных записей. И вы начинаете чувствовать себя обязанным их пересмотреть. Ведь недаром вы подписались именно на эти блоги. Вероятность потенциально интересных и полезных публикаций среди их перечня достаточно высока!

Специфика восприятия контента в интернете следует из его особенностей. Информации, к которой читатель имеет свободный доступ, здесь гораздо больше, чем в офлайне. Но никто не гарантирует ее качества. Единственный способ убедиться, что выбранный контент будет интересен и полезен — проверить это самостоятельно. Проблема в том, что при всем желании человек не может прочитать не только несколько тысяч, а даже несколько сотен публикаций в день. И остается только одна альтернатива…

СКАНИРОВАТЬ

Не стоит недооценивать влияние специфики восприятия информации в интернете на продвижение вашего контента.

Даже если вы сейчас занимаетесь именно тем, чем занимается большинство интернет-читателей — то есть сканируете статью вместо того, чтобы читать ее — все равно я уверен, что вы обратили внимание на слово «сканировать» в предыдущем абзаце!

Почему?

Ответ очевиден! Так как оно выделяется на фоне остального текста да еще и выделенное в отдельный абзац. Одним словом в абзаце! Бесспорно, — это очень важно.

Правильное форматирование

А вот еще несколько техник, как сделать ваши тексты благоприятными для сканирования:

  1. Используйте короткие абзацы и оставляйте как минимум одну пустую строку между ними. Эта банальная и простая техника делает вашу статью куда более «дружественной» к читателю. Если в книгах до сих пор используется традиционная техника отделения абзацев с помощью отступа первого слова на несколько букв, то в интернете этого мало. Нужно добавить как минимум одну пустую строку между абзацами. Опять же — это способствует сканированию!
  2. Не пренебрегайте привлекательными подзаголовками. Если я хоть что-то понимаю в психологии читателя — то могу гарантировать — подзаголовки он прочтет. Так же, как вы только что прочитали подзаголовок данного абзаца, хотя, возможно, не читаете эти слова.
    По своей сути подзаголовок является не менее важным, чем заголовок статьи и принадлежит к тому типу контента, который будет прочитан в первую очередь. Поэтому не пожалейте потратить на него несколько больше времени и позаботиться о привлекательности названий! Именно они заставят читателя «отложить» другие блоги и принять решение прочесть вашу статью от начала до конца.
  3. Списки и перечни. Несмотря искреннюю ненависть списков некоторых авторов и читателей — их эффективность очевидна! И основное преимущество такого форматирования, как перечень, опять же заключается в простоте сканирования: пробег по пунктам в перечне — и имеешь представление о статье.
    Проблема списков и перечней состоит не в том, что они «плохие» сами по себе, а в том, что увлекшись этой техникой, авторы пытаются применить списки даже там, где они контекстно неуместны. А банальное и неинтересное наполнение пунктов искусственного списка способно раз и навсегда отвратить читателя не только от статьи, но и от ресурса, на котором она опубликована. Поэтому не стоит ими злоупотреблять.
  4. Изображения и подписи к картинкам. Исследования показывают, что статьи, в которых используются изображения, обращают на себя внимание читателей гораздо чаще, чем публикации без иллюстраций. Но что стало для меня настоящим открытием — так это тот факт, что подписи к изображениям относятся к контенту, который читается на уровне с заголовками. Поэтому, если вам есть что иллюстрировать — воспользуйтесь этим преимуществом и используйте интересные и информативные подписи.
    Полезные ссылки увеличивают привлекательность контента и мотивируют читателя! Внутренние ссылки на ваши лучшие статьи не только способствуют форматированию публикации и делают ее более благоприятной для сканирования, но и побуждают читателя дольше оставаться на сайте и «бродить» по архивным материалам. Вероятность того, что случайный читатель станет постоянным возрастает с каждым последующим переходом по такой ссылке. Ведь это означает, что ваши публикации его действительно заинтересовали!
  5. Цветное и визуальное форматирование. Для того, чтобы подчеркнуть важную концепцию, можно использовать жирный шрифт или даже другой цвет. Но помните, что этой практикой нельзя злоупотреблять. Иначе ее эффективность будет нулевой!

Форматирование и содержание (о вдумчивых читателях)

Настало время поделиться с вами откровением, которое, возможно, является неочевидным из предыдущего текста, но если вы его не поймете — можете смело забыть об успешном блоге и лояльных читателей: форматирование способно на дольше остановить взгляд посетителя на вашей статье, но главным всегда было и остается содержание. А содержание от форматирования никак не зависит!

Форматирование ни в коем случае не должно стать оправданием бессодержательности или отсутствия основного сообщения. Если вам не о чем рассказать читателю — никакое форматирование не исправит этой ситуации.

Несмотря на важность форматирования для простого сканирования публикаций, лояльными вашими читателями являются те — которые не сканируют, а читают от корки до корки. Один такой читатель стоит дороже, чем десяток случайных «сканеров». Поэтому форматирование не панацея — а просто полезный инструмент, который помогает случайным читателям решить, стоит уделить вашей статье и блоге больше внимания.

Именно сканируя статью, читатель принимает решение о внесении ее в закладки, чтобы позже, отыскав свободное время, прочитать внимательно и вдумчиво. Вы охотитесь именно на таких — думающих — читателей. Но если бы вы не использовали правильного форматирования — с большой вероятностью такой читатель даже не стал присматриваться к статье. Его время слишком ценно, чтобы тратить на поиск ключевых идей, которые вы, как автор, так легко могли выделить, используя форматирование…